Консультация для родителей "Адаптация ребенка к условиям детского сада"

 
Консультация подготовлена
воспитателем МБДОУ №131
Валентиной Николаевной Яковлевой
 
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Поступающие в детское дошкольное учреждение дети в своем большинстве проходят период адаптации к новым социальным условиям и в то же время  переживают возрастной кризис трех лет. Этот возрастной кризис относительно кратковременен: приблизительно от 2,5 до 3,5 лет. У ребенка появляется стремление к самостоятельной деятельности, его интересы перемещаются от мира предметов в мир общения со взрослым
Существует обоснованное мнение о положительной оценке «помещения» ребенка в детский сад в трехлетнем возрасте. В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3-м годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. В среднем лишь к 3-м годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым

Наблюдения за малышами  дали возможность разделить их на группы по характеру протекания адаптационного периода. 

«Деятели»- это дети, которые дома постоянно заняты какой-то деятельностью. Дома у них много игрушек, соответствующих возрасту и потребностям ребенка. У ребенка хорошо выражена потребность в познании чего-то нового, в необходимости разнообразных действий с предметами. Приходя впервые в группу, такой ребенок начинает все обследовать. 
Его адаптация проходит почти безболезненно и занимает несколько дней. Ребенок аффективно реагирует в основном на бытовые процессы (одевание на прогулку, обед, укладывание спать и др.)

«Имитаторы»- это дети, для которых большое значение имеют одна – две вещи или игрушки домашнего обихода.
Процесс адаптации у этих детей не является сложным либо носит отсроченный характер.

«Номинаторы»- это дети, которые пытаются увидеть близкого взрослого (чаще всего маму) в образе воспитателя или няни детского сада. Такие дети в период привыкания постоянно ходят следом за воспитателем, зачастую называя ее мамой, держат за руку, отталкивают детей, которые сумели «захватить» воспитателя раньше их. Чаще всего эту группу составляют дети с сильной привязанностью к маме, имеющие малый социальный опыт взаимодействия с другими людьми. 

«Максималисты»- это дети, которые плачут, не переставая с утра и до ухода домой; небольшие «просветы» могут обозначать только одно – ребенок устал плакать. Создается впечатление, что им ничто не интересно, их ничто не занимает, не привлекает, не радует.
Адаптация у таких детей может вообще не наступить  без определенного курса лечения ребенка.
  
Наблюдения показывают, что мальчики более уязвимы в плане социальной адаптации, чем девочки, поскольку в период наиболее интенсивного эмоционального развития они сильнее привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с ней.
 
Существенной причиной затрудненной адаптации будут и необщительность родителей, что не способствует развитию контактности детей и легкому общению 
со сверстниками в группе. 
 

 

Осложняющим фактором адаптации являются конфликты в семье.
 
 Хуже всего чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом, так как не успевают за темпом жизни детского сада. В ответ на эмоциональный стресс они склонны скорее затормаживаться, чем возбуждаться.

Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши.
У левшей, как известно, активнее работает правое полушарие, более чувствительное к воздействию отрицательных эмоциональных факторов.
  
Для того, чтобы адаптация ребенка проходила более легко, 
педагоги рекомендуют:
  • Примерно за месяц до того, как ребенок начнет посещать детский сад, поменьше, чем обычно, быть рядом с ним;
  • Подробно рассказать ребенку о детском саде, чтобы у него сложилось собственное положительное представление о нем; 
  • Вести себя так, чтобы ребенок почувствовал гордость родителей за него – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад;
  • Не делать из указанного события проблему, не обсуждать каждый день предстоящие перемены в жизни ребенка.
  •  
Высокую эффективность имеет создание такой обстановки, когда у ребенка складывается ощущение непрерывной связи между жизнью в детском саду и дома. Родители не должны расспрашивать его без конца о том, что он там делал. Если взрослые хотят узнать, как же он проводит время в садике, 
лучше задавать точные, конкретные вопросы. 
Тогда ребенок почувствует, что жизнь детского сада близка и понятна родителям, и захочет, чтобы они тоже приняли в ней участие.