Консультация "Экскурсии с математическим содержанием"

Винокурова Елена Васильевна
учитель-дефектолог
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрждение (МБДОУ №131)
г. Мурманск

Экскурсии с математическим содержанием направлены на ознакомление детей: 
- с трехмерным пространством окружающего мира;     
- с формой и величиной реальных объектов окружающего мира; 
- с количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке дошкольного учреждения и за его территорией, т.е. в окружающем ребенка пространстве; 
- с временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих тому или иному времени года, части суток и т.п. 
    В зависимости от задач экскурсии делятся на ознакомительные (уточняющие ранее полученные представления) и закрепляющие, т.е. итоговые. Следовательно, по одной теме могут быть проведены несколько экскурсий. Количество их определяется необходимостью расширения и обобщения элементарного математического опыта детей. Экскурсии могут быть организованы до начала ознакомления детей с какими-то математическими свойствами и отношениями, существующими в реальном природном или социальном мире, а также по мере освоения математического материала. 
    На математически направленных экскурсиях дети знакомятся с деятельностью людей, включающей элементы математического содержания, в естественных условиях. Например, люди покупают продукты и платят за них деньги (количественные представления); дети идут в школу к определенному часу (временные представления); пешеходы переходят улицу (пространственные представления); на стройке работают различные по высоте краны (представления о величине) и т.п. В ходе таких экскурсий дети познают особенности жизни людей, животных и растений в разные времена года, в разные части суток и т.п. 
    Эффективность экскурсии оценивается целым рядом факторов. Во-первых, каждая экскурсия должна иметь понятную и близкую для ребенка цель (пойдем на улицу, чтобы посмотреть стайку воробьев, покормить их, сосчитав воробьев, которые прилетят; посмотреть какие по высоте подъемные краны работают на стройке (одинаковые, разные); понаблюдать за солнышком днем: определить его место относительно горизонта (над головой, наверху); сосчитать скамейки, качели на участке детского сада и т.п. При этом по пути к месту экскурсии детям следует многократно напоминать о том, куда они идут, что будут смотреть, с кем или с чем знакомиться. 
    Во-вторых, в процессе экскурсии должны быть созданы условия для активной деятельности детей (покупают игрушки в магазине, отправляют письма на почте и считают количество отправленных писем и т.п.). Только тогда выполненные ребенком действия прочно войдут в его непосредственный жизненный опыт, что облегчит их воспроизведение в условиях специально организованных занятий по формированию элементарных математических представлений. 
    В-третьих, наблюдение детей в ходе экскурсии нужно организовать таким образом, чтобы все наблюдаемые действия были хорошо видны, а сравниваемые объекты одновременно находились в поле зрения детей. Педагог принимает активное участие в работе, обращая внимание детей на те математические свойства и отношения между объектами, которые являются предметом наблюдения, четко фиксируя их в речи и стремясь получить от детей развернутые ответы. 
    В-четвертых, экскурсия проводится на высоком эмоциональном уровне. Следует вызвать у детей положительное отношение к экскурсии, что в свою очередь станет благоприятным фоном для восприятия ими информации с математическим содержанием. 
    Во время экскурсий можно сделать фотографии, которые позволят детям сохранить в памяти увиденное. Они вывешиваются в удобном для обозрения месте и используются на групповых и индивидуальных занятиях по формированию элементарных математических представлений, по ознакомлению с окружающим миром и по развитию речи. 
    Например, в ходе экскурсии, которая может многократно проводиться с детьми в течение зимы, учитель-дефектолог рассказывает детям о том, что зимой птичкам голодно и их надо подкармливать, для чего делаются и развешиваются на деревьях кормушки. Вместе с воспитателями дети изготавливают кормушки из бросового материала. Перед экскурсией дети считают, сколько кормушек они берут с собой на экскурсию (их число не должно превышать количественные представления, формируемые у детей в данный период обучения), приклеивают к каждой кормушке цифры, берут с собой кусочки хлеба, пшено, веточки рябины. Взрослый с помощью детей последовательно развешивает кормушки с кормом. Затем они вместе пересчитывают их количество. В результате у детей формируются представления о последовательности, количественные представления, пространственная ориентировка на местности. Если птицы оказываются рядом (сидят на ветках, пролетают мимо, слетают на землю и т.п.), то педагог просит детей сосчитать птиц (один голубь, много воробьев, два снегиря и т.п.). 
    Велика роль экскурсии и в процессе ознакомления детей с рукотворным окружающим миром. В ходе таких экскурсий для математического развития дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии важно выделять количественные, величинные, пространственные и геометрические характеристики объектов. Такие экскурсии можно объединить одним названием «Улица» или «Дома на улице». Основное внимание детей обращается на разнообразие жилых домов: низкие и высокие, один или несколько подъездов, разное количество этажей, окон.