Консультация "Формирование у дошкольников звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте"

Колосова Наталья Вячеславовна
учитель-логопед 
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ №131)
г. Мурманск 

Младшая группа

При благоприятных условия воспитания усвоение звуковой системой языка происходит к четырём годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной структуры речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания).

В этом возрасте дошкольники могут неверно произносить (или совсем не произносить) шипящие, соноры. Требует совершенствования интонационная структура речи, необходима работа  как над развитием артикуляционного аппарата ребёнка, так и над развитием таких элементов звуковой культуры речи как темп, дикция, сила голоса.

Во второй младшей группе грамота рассматривается как пропедевтический курс фонетики родного языка. Задача педагогов на этом этапе – обеспечить «погружение» ребёнка в звуковую деятельность родного языка, в многообразие мира звуков.

Работа с детьми 3-4 лет включает в себя два раздела:

1.          Развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу слов;

2.          развитие управления движениями рук и пальцев с точки зрения элементарной готовности к письму.

Первый раздел направлен на развитие звуковой культуры речи, управление артикуляционным аппаратом, совершенствование фонематического восприятия ребёнка.

Второй раздел направлен на развитие у детей трёх лет управления своими руками и пальцами, что создаёт основу произвольности движений. 

Основными задачами этой группы являются:

- Воспитывать внимание к звукослоговой структуре слова. Учить различать на слух длинные и короткие слова.

- Воспитывать внимание к звуковой стороне слова.

- Формировать умение различать гласные звуки про принципу контраста: а – не а, у-а, и-у, э-о, и-о, э-у; гласные, близкие по артикуляции: у-о.

- учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: б-н, м-т, п-г и т.д.

- формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот-кит, миска– киска).

- развивать внимание к звукослоговой структуре слова и упражнениях на различение длинных и коротких слов, на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.

- формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. Развивать длительность речевого выдоха.

- развивать подражание речевым звукам.

- Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.

Средняя группа

В средней группе расширяются задачи по развитию фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки к овладению звуковым анализом слов и развития у детей управлении руками и пальцами для элементарной подготовки руки к письму.

Диапазон фонетико-фонематической работы расширяются: дети сравнивают, изменяют слова, выделяют отдельные звуки, в т.ч. и интонационно; вычленяют согласные звуки, дифференцируют их на твёрдые и мягкие.  На занятиях широко используется словесный материал: стихи, считалки, поговорки, сказки, истории, а также игры, игровые ситуации.

В работе по подготовке руки к письму усложняются упражнения: главное место занимает образный контекст движения, его словесное сопровождение и эмоциональное отношение ребёнка к тому, что он изображает.

В задачу обучения первоначальному чтению входит не только усвоение ребёнком новых звуков и букв, но и чтение слогов с этими буквами, а на более поздних этапах обучения и некоторых предложений.

Старшая группа.

В старшей группе обучаются непосредственно грамоте. Работа продолжается в двух направлениях:

- освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться в звуковой системе языка, постепенно постигая её закономерности;

- подготовка руки к письму – овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Первое направление предполагает: проведение звукового анализа слов; дифференциацию слов по их качественной характеристике (гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие); сравнение слов по звучанию; подбор слов на заданный звук; вычленение словесного ударения; овладение графической записью слогового деления. При этом вводятся условно-символические модели, обозначающие звуковую структуру слов.

Второе направление – работа в тетради: дети учатся обводить карандашом внешний контур предметов, т.е. обучение графическим умениям. 

Рекомендации к проведению занятий.

1.     Формирование навыков звукового анализа и синтеза, а также обучение грамоте проводится только на правильно произносимых звуках. Знакомство с буквами следует начинать по мере введения в речь соответствующих звуков.

2.     Не спешите переходить к следующему заданию, если вы не уверены, что ребёнок усвоил материал предыдущего.

3.  Уделите особое внимание заданиям на развитие у ребёнка фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа и синтеза. Именно материал этих заданий подготавливает почву для успешного овладения чтением, способствует профилактике нарушений письменной речи.

4.     Никогда не давайте ребёнку на различение двух пар звуков во время одного занятия. Например: различение звуков [С] – [С`], а также  [С] – [З]. Тогда одно занятие посвятите одной паре звуков, а на другом займитесь второй парой.

5.   Обратите внимание на то, что при изучении йотированных  букв задания по формированию фонематических представлений ребёнку не даются. Т.к. этот материал слишком сложен для понимания его дошкольником.

6.   Утрированно произносите новый звук, соответствующий новой букве. Так же утрированно произносите предполагаемые звуки в специальных играх и упражнениях.

7.     Правильно составляйте схему слова, отражающую его звуковой состав, где количество кружочков соответствует количеству звуков. Схема является для ребёнка опорой: произнося слово по звукам, ребёнок отмечает  их на схеме последовательность и качество, используя специальные цветовые символы. Гласные звуки принято обозначать красным цветом, твёрдые согласные – синим, мягкие согласные – зелёным. На схеме ребёнок должен отмечать не только звуки, но и слоги, определяя границу слова вертикальной линией, а также ударение. Под графической схемой в клеточки вписывается слово печатными буквами. Запись слов позволяет закрепить навык звукового анализа, переводить звуки в буквы и упражнять в чтении записанных слов.

8.    Анализ слова с йотированными гласными не даётся. Такие слова предполагается записывать буквами. Буквы е, ё, ю, я рассматриваются  только для обозначения мягкости предшествующего согласного.

9.     Не путайте, пожалуйста, понятия звук и буква. Звук – мы слышим и произносим, а букву – видим и пишем.

10.      Основной принцип построения занятия – от звука к букве. Прежде чем познакомить ребёнка с буквой, научите его слышать звук, который обозначает букву, выделять его слух, определять место звука в слове, уточняя характеристику его и цветовое обозначение. И только после успешного выполнения различных упражнений со звуком следует переходить к знакомству с буквой.

11.     При знакомстве с буквой не давайте алфавитных названий букв, называйте букву так, как звучит звук (коротко, без добавления гласных). Такой звуковой способ называния букв поможет ребёнку быстрее овладеть слитным, плавным, послоговым чтением.

12.      Во время занятий проводите разнообразные графические упражнения, направленные как на подготовку руки к письму, так и на  формирование зрительно-пространственных представлений через навык зрительного анализа и синтеза. Их успешное выполнение поможет ребёнку запомнить зрительный образ каждой печатной буквы, похожие по начертанию, и не путать их во время чтения и письма. Для этого предлагайте детям различные приёмы работы с буквами: обведение по контуру, штриховка в различных направлениях, написание по точкам,  выбор правильно написанной буквы среди графически сходных, дописывание элементов букв. Выполнение указанных заданий позволит предупредить и существенно снизить возможность появления дисграфии у ребёнка.

13.   При выполнении графических упражнений обращайте внимание на то, как сидит ребёнок, правильно ли держит карандаш или ручку, точно ли обводит контур фигур, учитывает ли направление штриховки, не переворачивает ли тетрадь.

14.    Анализируя ошибки детей при выполнении заданий, не увлекайтесь критикой ребёнка, важнее помочь ему понять, какую ошибку он допустил при выполнении того или иного задания, причины, приведшие к ошибке. Доброжелательный настрой взрослого, тактичный анализ причин помогут детям правильно реагировать на неудачу и не отобьют желания заниматься дальше.