Консультация "Обеспечение оптимальной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Давиденко Татьяна Николаевна
воспитатель группы детей с аллергодерматозами
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) №131
г. Мурманск


Известно, что маленький человек деятель. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. И первые представления о мире приходят ребенку через движения. Чем они разнообразнее, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Мы знаем, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность (ДА). Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Недостаточная двигательная активность – гиподинамия отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. В первую очередь от гиподинамии страдает мышечная система: снижается мышечный тонус, работа способность, выносливость, уменьшается масса и объем мышц. Особенно опасна гиподинамия для ослабленных детей. Их, как правило, оберегают от движений, что ведет к нарушению осанки, плоскостопию, задержке физического развития, а также хроническим заболеваниям.

В зависимости от степени подвижности детей   необходимо распределить их  на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая подвижность). С помощью разных педагогических приемов добиватся постепенного вовлечения малоподвижных детей в активную деятельность, а также переключения детей с высокой интенсивностью ДА с активной на более спокойную деятельность. Индивидуальную работу с детьми, отстающими в отдельных видах движений, можно  проводить во время прогулки и в вечерние часы, когда спортивный зал свободен.
Двигательный режим группы должен включать всю динамическую деятельность: как организационную, так и самостоятельную.

Итак, первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамической паузы и т.д.
Начать надо с самого главного – педагогической диагностики индивидуальных двигательных особенностей детей.  Первичная задача адаптационного периода – создать условия для двигательной активности каждого ребёнка на основе индивидуальных двигательных характеристик . Одному необходимо помочь найти место , где ему никто не мешает , другому
обеспечить обеспечить приемлемый темп движения. 

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Занятия по физической культуре должны проводиться не менее трех раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе) по подгруппам. Формирование подгрупп  осуществляется с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня ДА и физической подготовленности. 
Так как наша группа аллерго-дерматозная и её посещают дети с различными аллергическими заболеваниями, есть дети с бронхиальной астмой , мы каждый четверг ходим в спортивный зал на урок «Неболейки» , девиз которого – «Будь здоров – всегда здоров». Главная наша задача – воздействовать на двигательную и психоэмоциональную среду детей комплексно. Дети выполняют специальные физические упражнения для оздоровления организма , делают массаж, учатся правильно дышать . 

Третье место должно отводиться самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных особенностей детей. 
Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.
 
Младший дошкольный возраст – это период совершенствования речевого аппарата. Многие дети имеют серьезные речевые нарушения, затрудняются в общении. Поэтому я стараюсь включать в подвижные игры как можно больше речитативов, стихотворений, скороговорок, считалок, потешек, имитации звуков характерных для насекомых, птиц, зверей.
Для ребенка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, – все это является постоянно действующим стимулом и огромной ценностью подвижной игры, как средства повышения ДА. 

Самым благоприятным временем для реализации потребностей детей в движениях является прогулка. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается ДА, основанная на оптимальном соотношении разных подвижных игр и упражнений. 

Планирование подвижных игр и упражнений на прогулке зависит от других видов деятельности. В дни проведения физкультурных занятий целесообразно поиграть в хорошо знакомую детям подвижную игру. В другие дни на прогулке проводить подвижные игры и игровые упражнения на разучивание и закрепление. На прогулке важно, чтобы все дети участвовали в организованной двигательной деятельности.

Малыш будет активен в самостоятельной двигательной деятельности если педагог не забудет о следующих специальных приёмах:
- наблюдать за малышами, своевременно оказывать необходимую помощь
- хвалить, поощрять действия малыша , снимая напряжение, скованность
- стимулировать детей к движениям загадками,  потешками, стихами
- предлагать поиграть с пособием, игрушкой, побуждать к активным действиям 
- менять расположение этих пособий 
- включаться периодически в совместные игры с детьми , показывать новые движения, вызывая интерес к ним
- строить с детьми из имеющихся пособий, снарядов, мебели элементарные полосы препятствий и учить детей по-разному преодолевать их .

ПОМНИТЕ!
 Мозг ребёнка получает питание и кислород , именно когда ребёнок двигается. 
Двигательная активность способствует :
1.Повышению устойчивости организма к различным заболеваниям .
2. Росту физической работоспособности.
3. Нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем
4. Появлению положительных эмоций , способствующих укреплению психического здоровья.