Консультация "Теоретические основы проектной деятельности"

Попова Ольга Александровна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ №131)
г. Мурманск

Проект – ряд постепенно усложняющихся практических заданий.Проект – это особая форма организации деятельности, отличающаяся тем, что он направлен на достижение определенной цели заранее определенным способом (план  мероприятий), с использованием заранее известного и ограниченного количества ресурсов; в строго ограниченные сроки.
Цель проекта: добиться определенных положительных изменений в конкретной ситуации. Достижение этой цели зависит от исполнителей проекта. 

В процесс организации проектной деятельности педагог должен:
- иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой;
- донести ее до детей;
- познакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте;
- заинтересовать каждого ребенка;
- использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей;
- использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка;
- использовать индивидуальный подход;
- оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах;
- информировать о его реализации.

Правильно организованные проекты:
•    помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
•    помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
•    способствуют развитию творческих способностей детей;
•    способствуют умению наблюдать;
•    способствуют умению слушать;
•    способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
•    способствуют развитию мышления;
•    помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
•    развивают воображение; 
•    развивают внимание, память, речь.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
Доминирующая в проекте деятельность:
1.    Исследовательские и творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; 
2.    Игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); 
3. Информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); 
4.    Творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Предметно- содержательная область:
1.    Монопроект (в рамках одной области знания, раздела программы)
2.    Межпредметный (несколько разделов программы, несколько областей знаний)

Другие виды проектов:
  комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»; 
  межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»; 
    творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»; 
    групповые: «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»; 
  индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»; 
 исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье». 

Проекты классифицируются:
По составу участников:
•    внутри одной возрастной группы, 
•    в контакте с другой возрастной группой, 
•    внутри ДОУ, 
•    в контакте с семьей, 
•    учреждениями культуры, 
•    общественными организациями (открытый проект).
По  количеству  участников:
•    Индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
По срокам реализации:
•    Краткосрочный,  средней продолжительности, долгосрочный (например, на учебный год).
По тематике

Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдение определенной последовательности этапов: 
    выбор темы проекта;
    постановка проблемы;
    постановка цели;
 обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей;
    самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.

Задачи обучения:
Младший дошкольный возраст
1.  пробуждать интерес к предлагаемой деятельности; 
2.  приобщать детей к процессу познания; 
3.  формировать различные представления; 
4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты; 
5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Старший дошкольный возраст.
1.   развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; 
2. развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование; 
3.   формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности; 
4.    развивать способность к прогнозированию будущих изменений. 

Используемая литература:
1.    Журнал «Детский сад от А до Я», 2008, №3
(Представлены проекты с перспективным планом реализации)
2.    Журнал «Ребенок в детском саду», 2011, №6
3.    Газета «Дошкольное образование», 2010, №13