Профилактика страхов у детей

Консультация подготовлена
педагогом-психологом МБДОУ №131
Натальей Александровной Ахременко

Ребенок не критичен к страху, он не имеет возможности справиться с ним самостоятельно. Поскольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то именно родители могут создать необходимые предпосылки для устранения страхов.

Для этого необходимо устранить:

-непонимание своеобразия личностного развития детей;

-неприятие ребенка, он должен быть желанным;

-несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей;

-негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в фиксации страхов, предвзятости суждений, навязывании мнений или несвоевременном отклике, либо недостаточном учете ситуации или момента;

-неравномерность отношений родителей в различные годы жизни детей;

-несогласованность отношений между родителями;

-эффектность – избыток родительского беспокойства, тревоги,страха;

доминантность – приказной тон, использование репрессивных мер, в том числе и физическое наказание;

-повышенная принципиальность, нетерпимость к слабостям и недостаткам ребенка;

-недостаточная отзывчивость или нечуткость родителей;

-противоречивость в отношениях родителей с детьми: эффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность с доминантностью.

С другой стороны, разрешить ребенку:

-побольше двигаться, особенно бегать;

-создать условия для интересных занятий;

-расширять круг общения ребенка: приглашать сверстников, научить общению с ними;

-использовать игру такого плана, в которой ребенок может проявить такие качества, как смелость, ловкость;

-наполнить жизнь ребенка радостными позитивными переживаниями (походы, экскурсии, посещение цирка, спектаклей, езда на велосипеде, санках, разные игры);

-проявлять заботу и участие во всех делах ребенка, соблюдая принцип «абсолютного принятия»;

-постепенно приучать ребенка самостоятельно принимать решения и преодолевать препятствия с помощью одобрения, похвал и собственного примера.

Поскольку воспитанием ребенка занимаются не только родители, но воспитатель детского сада, то он в значительной мере может помочь ребенку избавиться от многих нежелательных явлений, в том числе тревожности и страха. Все это возможно только при осуществлении личностно ориентированной модели воспитания, которая имеет в виду следующее:

-установление контакта с ребенком, подразумевающего доброжелательное, искреннее, заинтересованное отношение к нему;

-создание условий для проявления творческих возможностей ребенка и веры в свои силы и возможности;

-проявление терпения и педагогического такта;

-критический анализ результатов педагогического воздействия на воспитанников;

-взаимодействие со всеми участниками воспитательного процесса, особенно с родителями и психологической службой.