Конспект НОД по познавательному развитию в группе старшего дошкольного возраста "Путешествие с Семужкой"

Огаркова Ольга Владимировна
воспитатель
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 131 
(МБДОУ №131)
г. Мурманск

Программные задачи:

  1. Воспитывать любовь к родному краю.
  2. Воспитывать бережное отношение к северной природе.
  3. Расширить представления детей о приспособлении животных к условиям Севера. 

Материал: магнитофонная запись, изображение Семужки, глухаря,  совы, медведь, карточки с изображением ягод, музыка прибоя и крика чаек, картина-загадка «Кто спрятался»,

Ход занятия:

Вос-ль:  Ребята, сегодня со мной произошел более чем странный случай. На одном из сайтов своего компьютера я увидела загадочное сообщение: кто-то умолял о помощи. Неожиданно в компьютере что-то щелкнуло, послышались звуки, очень похожие на легкий плеск волны, а затем зазвучал голос – нежный, похожий на детский. Я даже успела его записать. Слушайте.

Семужка: (звучит магнитофонная запись)

«Я  маленькая рыбка – Семужка. Родилась в лесной речушке на юге Кольского полуострова недалеко от Умбы. Мои братья и сестры родились раньше меня и уже уплыли в Северное море. Как мне хочется быть вместе с ними! Но я не знаю, куда мне плыть, в какую сторону. Я совсем запуталась. Прошу всех, кто меня слышит, помочь мне. Пожалуйста, подскажите в каком направлении мне плыть, как найти своих родных»

Вос-ль: Вот какое сообщения я услышала. У меня даже сердце защемило, когда я представила маленькую беспомощную Семужку, затерявшеюся где-то в небольшой речушке, в густом лесу. И мне тоже захотелось ей помочь. А вы, ребята, хотите ей помочь? Ну тогда в путь. Я еще не знаю, как мы будем помогать рыбке. На месте разберемся. Для того, чтобы оказаться быстрее с семужкой я предлагаю вам превратиться в капельки воды и слиться в один большой речей.

  (Дети под музыку двигаются «ручейком».  Останавливаются около изображения Семужки.)

Вос-ль: Ну вот, мы уже и на месте. Смотрите вот река, а в ней Семужка. Не будем ее беспокоить. Давайте понаблюдаем, что-же будет дальше.

 Наша Семужка поплыла. Вот она высунула из воды головку и что-то внимательно рассматривает. Наверное, вот эту большую, в нарядном оперенье птицу. Птица ходит по краю болота и поет свою песенку «ТЭК, ТЭКЕ, ТЭК, ТЭК»

Вос-ль: Птица, покажи, пожалуйста, куда мне плыть, чтобы попасть в Северное море»

Вос-ль: Но птица даже не посмотрела в сторону Семужки. Дети, скажите какую птицу, увидела Семужка? (глухаря)

Вос-ль: А почему он ничего ей не ответил?

Вос-ль: Поплыла Семужка дальше и увидела на берегу большого, лохматого бурого зверя. Он внимательно вглядывался в прозрачную воду.

-Как вы думаете, кого увидела Семужка? (медведя)

- Почему он внимательно всматривался в водную гладь? Что он хотел увидеть? (рыбу)

- Ой, как бы он не схватил своей когтистой лапой маленькую Семужку. Она еще не знает как опасны медведи. Но Семужка – умница. Она не стала близко подплывать к медведю.

Семужка: «Медведь, помоги мне, скажи где Северное море?»

Медведь: Я помогу тебе, рыбка, но ты за это должна собрать все северные ягоды, которые растут у нас на Кольском полуострове. Я их так люблю.

Вос-ль: Ребята, вот и пришло время помочь Семужке. Отправимся на лужайку и соберем только северные ягоды.

(дети выбирают и приносят на фланелеграф только северные ягоды.)

Вос-ль: Маша, ты какую ягодку сорвала? А ты Алеша?

(дети называют ягоды)

Вос-ль: Молодцы, ребята, вы быстро справились с заданием медведя.

Медведь: Ты в правильном направлении плывешь. Держи курс на север.

Вос-ль: Обрадовалась Семужка, поблагодарила медведя и поплыла еще быстрее. Долго плыла рыбка, устала. Поднялась наверх из глубины и огляделась вокруг. Что же она увидела? Лес закончился. До самого горизонта простилается серая земля, покрытая сопками, кочками, мхами, лишайниками, болотами. Кое – где по земле стелились карликовые березки.

Как вы думаете, дети, куда попала рыбка? ( в тундру)

- А где расположена тундра? (на севере, на берегу Северного Ледовитого океана)

- Как называют тундру? (край непуганых птиц…)

Давайте расскажем семужке, почему растительность в тундре так скупа?

( дети рассказывают)

Как вы думаете, почему летом большая часть тундры покрыта болотами? Сейчас мы попробуем в этом разобраться.

Опыт:  (две непрозрачные емкости с землей. В них наливает воспитатель воду одинакового количества. Выясняет что должно произойти. Видим, что в одном вода впиталась, а в другом нет. Почему? Раскапываем землю и находим там стекло. Воспитатель объясняет. Что в тундре не стекло мешает, а вечная мерзлота. За длинную холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой. Поэтому и образуются болота.

- А как вы думаете, какой длинны корни у растений в тундре? Почему?

Вос-ль: Ребята, пока мы с вами экспериментировали, семужка внимательно прислушивалась к нашему разговору. Вдруг она услышала хлопанье крыльев, а затем увидела – большую птицу с огромным клювом и такими же огромными глазами.

Давайте подскажем Семужке, как называется эта птица? (Сова).

Семужка: Сова, мудрая голова, скажи мне, верно ли я плыву?

Сова: Подскажу, но отгадай мои загадки.

-Какое дикое животное, живущее в тундре, называют белой лисичкой? (песец)

-Самый мелкий из всех живущих в тундре: шустрый, пестрый, бесхвостый зверек. (мыши – пеструшки)

- Эта птица занесена в книгу рекордов Гиннеса за дальность перелетов. Она всегда летит за солнцем. Ее еще называют солнечкой. (крачка)

- Животное средних размеров. Хитрое, осторожное. Питается остатками мёртвых погибших животных. Имеет самые острые зубы для того, чтобы разгрызать замороженную пищу. (Росомаха).

- Словно царскую корону

  Носит он свои рога.

  Ест лишайник, мох зелёный

  Любит снежные луга. (Олень)

- О каких животных, живущих в тундре, я не загадала загадку? (О волке, лисе, горностае)

Вос-ль: «Ребята, для того, чтобы Семужка ещё больше узнала о тундре, мы споём ей песню «Что такое тундра?»

Дети, Сове тоже понравился наш рассказ и песня».

Сова: «Хорошие у тебя помощники, Семужка. Плыви в том же направлении. Скоро ты выйдешь к морю!»

Вос-ль: Сова взмахнула крыльями и улетела. А Семужка продолжила своё путешествие и мы вместе с ней.

 Недолго плыла Семужка. Вдруг берега руки как будто раздвинулись в стороны, и рыбка оказалась в море. Стоят у моря отвесные скалы, на них рядами птицы, как белые бусы.

 Шум, гам, как на базаре. Волны бьются в прибрежные скалы. Пенится вода и заметила Семужка, что в морских глубинах прячутся разные животные.

 Давайте поможем Семужке разобраться, кто же прячется в море?

(Дети рассматривают картинки, на которых изображены лишь отдельные части тела разных животных: белый медведь, тюлень, полярная акула, морж, синий кит, дельфины-белухи, тупик, чайка, сёмга, медвежонок, тюленёнок)

Вос-ль: «Семужка, а вот и твоя родственница – Сёмга. Обрадовалась встрече. Все звери наблюдают за той встречей. Увидели они и нас. По- моему пытаются что-то сказать. Давайте послушаем. (звучит магнитофонная запись)

Жалоба животных.

«Мы жалуемся на то, что люди загрязняют среду нашего обитания – наш дом, море разным мусором, мазутом, нефтью, от чего погибают животные, водоросли. Люди не соблюдают правила рыболовства. Убивают детёнышей тюленей – маленьких бельков. Вы – добрые дети. Помогли Семужке – помогите и нам. Дарим вам фильм о жизни в глубинах морских».

Вос-ль: «Ребята, мы конечно передадим жалобу животных нашим экологам – людям, занимающимся вопросами охраны окружающей среды. А как мы, простые люди можем охранять природу?»

Вос-ль: А сейчас давайте поэкспериментируем. Давайте проверим, можно ли очистить воду.

Опыт (В ёмкости лист бумаги свёрнут кулёчком. В кулёчке крупный песок или мелкие камушки. В другой ёмкости грязная вода).

Вос-ль: Дети. Мы сегодня вместе с Семужкой совершили чудесное путешествие по нашему родному краю. Ещё раз убедились, что наша Кольская земля неповторима, прекрасна. Действительно, это край непуганых птиц, озёр и болот. Край. Где можно встретить необычных животных, растений. Это наша маленькая Родина, которую мы любим и гордимся. Давайте споём песню о Севере «Кто на Севере бывал?»