Консультация "Теоретические основы проектной деятельности"
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ №131)
г. Мурманск
Проект – ряд постепенно усложняющихся практических заданий.Проект – это особая форма организации деятельности, отличающаяся тем, что он направлен на достижение определенной цели заранее определенным способом (план мероприятий), с использованием заранее известного и ограниченного количества ресурсов; в строго ограниченные сроки.
Цель проекта: добиться определенных положительных изменений в конкретной ситуации. Достижение этой цели зависит от исполнителей проекта.
В процесс организации проектной деятельности педагог должен:
- иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой;
- донести ее до детей;
- познакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте;
- заинтересовать каждого ребенка;
- использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей;
- использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка;
- использовать индивидуальный подход;
- оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах;
- информировать о его реализации.
Правильно организованные проекты:
• помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
• помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
• способствуют развитию творческих способностей детей;
• способствуют умению наблюдать;
• способствуют умению слушать;
• способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
• способствуют развитию мышления;
• помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
• развивают воображение;
• развивают внимание, память, речь.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
Доминирующая в проекте деятельность:
1. Исследовательские и творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. Игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. Информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. Творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Предметно- содержательная область:
1. Монопроект (в рамках одной области знания, раздела программы)
2. Межпредметный (несколько разделов программы, несколько областей знаний)
Другие виды проектов:
комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
групповые: «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
Проекты классифицируются:
По составу участников:
• внутри одной возрастной группы,
• в контакте с другой возрастной группой,
• внутри ДОУ,
• в контакте с семьей,
• учреждениями культуры,
• общественными организациями (открытый проект).
По количеству участников:
• Индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
По срокам реализации:
• Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный (например, на учебный год).
По тематике
Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдение определенной последовательности этапов:
выбор темы проекта;
постановка проблемы;
постановка цели;
обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей;
самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
Задачи обучения:
Младший дошкольный возраст
1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
2. приобщать детей к процессу познания;
3. формировать различные представления;
4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Старший дошкольный возраст.
1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
2. развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Используемая литература:
1. Журнал «Детский сад от А до Я», 2008, №3
(Представлены проекты с перспективным планом реализации)
2. Журнал «Ребенок в детском саду», 2011, №6
3. Газета «Дошкольное образование», 2010, №13