Профилактика страхов у детей
педагогом-психологом МБДОУ №131
Натальей Александровной Ахременко
Ребенок не критичен к страху, он не имеет возможности справиться с ним самостоятельно. Поскольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то именно родители могут создать необходимые предпосылки для устранения страхов.
Для этого необходимо устранить:
-непонимание своеобразия личностного развития детей;
-неприятие ребенка, он должен быть желанным;
-несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей;
-негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в фиксации страхов, предвзятости суждений, навязывании мнений или несвоевременном отклике, либо недостаточном учете ситуации или момента;
-неравномерность отношений родителей в различные годы жизни детей;
-несогласованность отношений между родителями;
-эффектность – избыток родительского беспокойства, тревоги,страха;
доминантность – приказной тон, использование репрессивных мер, в том числе и физическое наказание;
-повышенная принципиальность, нетерпимость к слабостям и недостаткам ребенка;
-недостаточная отзывчивость или нечуткость родителей;
-противоречивость в отношениях родителей с детьми: эффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность с доминантностью.
С другой стороны, разрешить ребенку:
-побольше двигаться, особенно бегать;
-создать условия для интересных занятий;
-расширять круг общения ребенка: приглашать сверстников, научить общению с ними;
-использовать игру такого плана, в которой ребенок может проявить такие качества, как смелость, ловкость;
-наполнить жизнь ребенка радостными позитивными переживаниями (походы, экскурсии, посещение цирка, спектаклей, езда на велосипеде, санках, разные игры);
-проявлять заботу и участие во всех делах ребенка, соблюдая принцип «абсолютного принятия»;
-постепенно приучать ребенка самостоятельно принимать решения и преодолевать препятствия с помощью одобрения, похвал и собственного примера.
Поскольку воспитанием ребенка занимаются не только родители, но воспитатель детского сада, то он в значительной мере может помочь ребенку избавиться от многих нежелательных явлений, в том числе тревожности и страха. Все это возможно только при осуществлении личностно ориентированной модели воспитания, которая имеет в виду следующее:
-установление контакта с ребенком, подразумевающего доброжелательное, искреннее, заинтересованное отношение к нему;
-создание условий для проявления творческих возможностей ребенка и веры в свои силы и возможности;
-проявление терпения и педагогического такта;
-критический анализ результатов педагогического воздействия на воспитанников;
-взаимодействие со всеми участниками воспитательного процесса, особенно с родителями и психологической службой.